|
| |
Сюжетное видео "Темные аллеи"
Сюжетное видео - это короткие по продолжительности, смонтированные в динамичном режиме видеоклипа ролики, построенные на ролевой истории или сюжете. Например, ролик "Темные аллеи" был снят по мотивам рассказа И. Бунина. Ролик "Темные аллеи" снят Леной Павловой с участием актеров - Лидии Сорокиной и Алексея Ильяшенко. Съемка осуществлялась в павильоне киностудии ВГИК на кинокамеру ARRI, объективы 16мм, 24мм, 32мм, 40мм, 65мм и 85 мм; была использована цветная пленка "Kodak" 5219, 427 метров из расчета 140 метров готового материала.
Характеристика результата и съемочного процесса:
- Отработана классическая задача павильонной съемки: воспроизводство эффектов естественного освещения. Удалось снять кадры, воспроизводящие ночное освещение, совмещенное с искусственным и кадры, воспроизводящие эффект солнечного света.
- Удалось снять выразительные общие планы и портреты героев, снятые на широкоугольную оптику, с проработанным пространством декораций. Пространство декораций использовано обширно, планы с точки зрения использования пространства разнообразны.
- Движение на рельсах в этюде использовано максимально. Это соответствует утвержденной разработке. Это было сознательным решением, мы поставили перед собой задачу осмысленно использовать движение и сочетать его ритм с перемещением актеров. Фактически было снято только 3 кадра со штативом и один с краном-стрелкой, остальные кадры были разработаны и реализованы с проездами.
- Другая задумка, которая присутствовала в разработке и была довольно точно реализована на съемках, касалась дважды встречающегося ухода в затемнение. Режиссерский замысел этого ухода следующий. После долгой разлуки двое ночью сидят за столом и общаются. Проходит время, все больше чувствуется усталость и отчуждение. Утром они все еще сидят за столом, но чувствуется, что между ними ничего уже нет. Вот это ощущение неизменного пространства: "ночь прошла, а они все сидят", - должна была быть передана затемнением. Камера движется мимо ниши, где сидит пара, актер гасит лампу, камера заезжает за колонну, картинка уходит в затемнение, камера не останавливаясь движется и выходит из за колонны и затемнения уже днем, продолжая то же движение. Продолжение движения и затемнение реализовать удалось. Однако есть сомнения относительно удачности композиционного плана. Поскольку часть кадра строилась на проезде мимо нерезкого переднего плана, то наиболее выразительная фаза наступала в центральной части кадра, когда актер гасил керосиновую лампу, после этого после ухода в затемнение "наступал день", но выезжала камера опять через помехи. Ждать пока она проедет помехи на переднем плане и вернется к открытой фазе зрителю было бы не осмысленно. В этой связи можно было бы построить более открытое пространство для такого замысла. Тем не менее мы оставили оба кадра в монтаже, сократив его менее эффектную "дневную" часть. Второй переход в затемнение сделан между двумя крайними кадрами. Режиссерский замысел этого кадра следующий: актеры сидят в одиночестве, камера движется как будто через стену между ними. Кадр начинается на актрисе, уходит "через стену" на сидящего с другой стороны актера", доходит до крайней точки, возвращается "через стену" к актрисе. Кадр реализован в точности по разработке. Он спорен, но нравится нам тем, что получился в точном соответствии с замыслом.
- Ключевой для данного ролика вопрос: было ли освещение условно- декоративным или реалистичным. В ролике есть реалистичные кадры, но в нескольких кадрах все-таки можно говорить об условности и декоративности. Спорным является где актриса стоит в эффектном цветном свете. Здесь желтый эффектный свет использован как рисующий на актрису. Очень хотелось реализовать хотя бы один такой кадр, он видился соответствующим общему изобразительному решению работы. Решением было создать восточный колорит через яркий костюм актрисы, проработку пространства и декораций, поместить действие "Темных аллей" в новую среду. В этом смысле выбранная амплитуда цветовых температур выглядит в нескольких местах утрированной и условной. Это именно то, как нам представлялось колористическое решение этой работы, хотя если бы была новая возможность, мы бы реализовали и более сдержанные цветовые контрасты. Возможно, что это проявилось экспериментаторство, но очень хотелось увидеть масштабы возможностей цветной пленки.
- Очень богатой видится работа в более сдержанном цветовом диапазоне. При этом, к сожалению, опираться бы пришлось только на работу на площадке, т.к. у нас были очень ограниченными возможности оценить правильность своих действий на цветоустановке. Монитор цветоустановок на студии Горького был очень плохого качества и слабо соответствовал реальности. Пришлось полагаться на опыт работы именно с этим монитором у цветоустановщика (которая тоже не имела обратной связи, т.к. не видела напечатанный материал на экране). К счастью, мы корректно отсняли серую карту для всех кадров и опирались на нее.
Центр мультимедийных программ и оператор Лена Павлова выражают благодарность актерам - Лидии Сорокиной и Алексею Ильяшенко и всей съемочной группе.
29.09.2010
| |