|
| |
Творческий 'прорыв' на корпоративных программах
Как мы обеспечиваем творческий прорыв для участников и команды на активных программах направления Музыкальная лаборатория? В чем секрет оказания целевого воздействия на участников?
Существует целый ряд специфических приемов, которые используются нами при проведении программ в рамках направления. Вполне очевидно, что наполнение каждой конкретной программы формируется в зависимости от выбранного формата и продолжительности, порядок и особенности выбора конкретных приемов работы могут корректироваться непосредственно в процессе мероприятия и во многом зависят от особенностей сложившейся ситуации. Мастерство же ведущего-тренера заключается в умелом овладении всем репертуаром приемов и техник, а также искусстве целенаправленного выбора и использования конкретных способов в работе с реальными участниками, группами и командами.
Тем не менее, в нашем распоряжении есть 'Банк приемов и средств' по организации индивидуальной и групповой работы, которые мы используем на программах:
Банк приемов и средств:
Прием |
Особенности и преимущества |
Индивидуальное спонтанное музицирование
|
- Отражает уникальную индивидуальную манеру участников.
- Помогает осознанию своих особенностей и расширению собственного репертуара выразительных средств.
- Способствует раскрытию таланта, уходу от стереотипных моделей, развитию спонтанности и творческому самовыражению.
|
Диадное взаимодействие с помощью средств музыки |
- Осуществляется как в системе 'тренер-участник', так в системе 'участник-участник'.
- Акцент делается на развитии чувства взаимопонимания и взаимопознания, единении, сотрудничестве, диалогичности, равнопартнерстве, формировании адекватных представлений о себе и о других, углублении понимания о межличностных сходствах и различиях.
|
Групповое музицирование |
- Участники получают опыт множественного взаимодействия с другими и многократного отражения себя в других людях.
- Процесс совместного музицирования, создания единой композиции, где ощутим вклад каждого в общее дело, дает участникам чувства принадлежности, сопричастности, общности, солидарности, командной сплоченности.
|
Музыкальное 'отзеркаливание' |
- 'Отзеркаливание' - прием, при котором участников просят повторить со всей возможной точностью то, что сделал партнер (тренер, или другой участник).
- Происходит развитие так называемой аудиальной эмпатии (эмпатического принятия), позволяет 'соприкоснуться' с личностью другого через принятие, а также развивает способность к установлению и поддержанию отношений с другими.
|
Ритмическая групповая активность |
- Совместное музицирование группы под единый ритм (как единый 'организм') приводит к возникновению общих позитивных чувств участников, формированию чувства 'мы'; создает атмосферу единения в группе, способствует созданию сильных невербальных связей между участниками.
|
Экспериментирование в 'мире звуков и ритмов' |
- Постижение основ звукоизвлечения с помощью разнообразных средств и инструментов, исследование особенностей и свойств звуков (высота, тембр, громкость, длительность).
- Способствует развитию гибкости, чувствительности и открытости к новому, развитию импровизационных навыков.
|
Вербальные и невербальные ритуалы |
- Ритуалы - определенне невербальные и вербальные действия, символизирующие начало и конец отдельных блоков в процессе или всего процесса в целом.
- Создают определенный настрой в группе, помогают осознанию участниками целостности группы, четкого обозначения начала и конца процесса.
|
Разнообразные виды обратной связи |
- Запуск различных видов обратной связи от безоценочной описательной обратной связи до творческой интерпретации процесса, способствует обмену переживаниями и чувствами у участников, обеспечивает 'заземление' опыта, рефлексии происходящего.
|
В данных формах работы уже заложен эффект 'прорыва': необычность ситуации, а также деятельности, совершаемой участниками в группе, служит источником новых ощущений и новых моделей поведения. При этом, исконная потребность любого человека в музицировании, способствует быстрому формированию доверия к ведущему и предлагаемым упражнениям - со стороны участников практически отсутствует эффект психологического сопротивления. Те же участники, которые пришли в группу исключительно 'по необходимости' (направлены на 'прохождение программы', изначально не имеют интереса к процессу), спустя некоторое время, как правило, обнаруживают себя активно включенными в работу группы, формат и особенности программ не оставляют возможности побыть просто 'пассивным наблюдателем'.
Комплексное использование всего репертуара средств предполагает выбор соответствующего формата, когда цель подразумевает развитие и обучение участников (развитие профессионально значимых качеств и навыков) или достижение конкретных командных эффектов (тимбилдин или командообразование, развитие сплоченности или др.) и продолжительность программы позволяет использовать все богатство и возможности музыкальных средств и приемов.
При проведение любой программы направления Музыкальная лаборатория будь то традиционный Барабанный тренинг (Барабанный круг), программа Boomwhakers, программа STOMP, программа Body Percussion или же речь касается проведения занятий в рамках Корпоративной ритм-студии - использование комплекса средств, с нашей точки зрения, на порядок повышает эффективность программ.
1.03.2012
| |