В настоящее время в Центре Музыкальная лаборатория представлены продукты: Барабанный тренинг (так называемый Барабанный круг), программа Boomwhakers, программа STOMP, программа Body Percussion, Корпоративная ритм-студия. Такое объединение программ в рамках одного центра неслучайно. Во всех этих программах присутствует характерный 'центральный элемент' - музыка.При помощи музыки, через 'музыку', посредством 'взаимодействия' с музыкой, при содействии наших тренеров-консультантов, осуществляется 'коррекционная' работа с участниками программ. Мы подразумеваем, что независимо от выбранного формата (интерактивного, развлекательного, диагностического, обучающего) и конкретных целей мероприятия - наша задача обеспечить результаты в развитии индивидуальных, командных и групповых эффектов, то есть получить положительную динамику состояния участников и в целом группы 'на входе' и 'выходе'.
В данных программах происходит проникновение в символический 'мир музыки', вступающей во взаимодействие с 'жизненным миром' участников. И как показывает опыт проведения программ, чем свободнее каждый отдельный присутствующий и в целом команда сориентируются в мире музыкальных образов, как бы 'примерив их на себя', тем успешнее осуществиться процесс.
Погружение в 'мир музыки' имеет разные аспекты или 'грани' проявлений. Прежде всего, это - музыка, исполняемая в процессе программ самими участниками. Собственное музыкальное творчество участников, с одной стороны, есть средство самовыражения, а с другой - средство общения с другими при групповой, командной работе. Мы стимулируем переход от простой имитации, повторения, воспроизведения к собственному музыкальному творчеству. Это ритмические, инструментальные, вокальные импровизации. Так, программа Барабанного тренинга (или Барабанного круга), предполагает овладение участниками перкуссионными инструментами из разных стран - барабанами (дарбуки, джембеи, конго), бубнами, тамбуринами и др. Ударная группа инструментов доступна и легка с точки зрения освоения и позволяет даже новичкам извлекать самые различные тоны. В распоряжение участникам выдаютсяна выбор инструменты,с помощью которых они осваивают 'азы' музыкального исполнительства (пульс, темп, ритмы). В программе Boomwhakers участникам предлагается использовать необычные инструменты в виде музыкальных трубок, имеющие более выразительный и нюансный звукоряд. В нашей практике мы нередко совмещаем приемы групповой и индивидуальной работы из разных программ, а также используем широкий спектр инструментов (например, традиционные перкуссионные инструменты для программ Барабанного тренинга вместе с уникальными инструментами Boomwchakers) предоставляя участникам больше возможностей и свободы. Такое совмещение технологий возможно как в рамках одного мероприятия, так и при проведении цикла программ - где переход группы на новый виток развития сопровождается погружением в новые типы активности и деятельности.
Другой гранью проникновения в 'мир звуков и ритмов' является использование в рамках процессов так называемой, "воздействующей" музыки, звучащей из вне по отношению к участникам . В зависимости от конкретной формы работы это может быть фонограмма или собственная игра наших консультантов - профессиональных музыкантов. Музыкальным материалом служат произведения и 'зарисовки', принадлежащие к различным культурам, стилям, жанрам - от классики 'этнической' направленности, до современной и авангардной. Практика показывает, что на процесс музыкального 'воздействия' в равной степени влияют как сама музыка, так и актуальное состояние участников, их внутренние психологические процессы. Часто воздействие музыки не столько формирует новое состояние, сколько 'раскрывает' и углубляет прежнее ('выводит наружу' глубинные состояния). В связи с этим особое значение приобретает подбор, сознательное и целенаправленное использование 'стимульного' музыкального материала.
Третьей гранью погружения является ощущение человеком своего организма, тела как "музыкального инструмента"- на программах мы специальным образом организуем работу с внутренними ритмами (дыхание, пульсации внутри тела), голосом и его оттенками (тон, тембр), телесными микродвижениями. Участники овладевают основными приемами (телесной перкуссии (Body Percussion), осознают потенциал и возможности собственного организма.
И, наконец, последняя грань предстает в качестве взгляда на окружающий мир - предметы, пространство, атмосферу в группе, самого процесса, себя и других участников через призму музыки и музыкальных средств, в музыкальных терминах.Точка осознания участников направляется на расширение границ привычных моделей восприятия и ощущений. Как, например, в программе STOMP - когда участникам предлагается взглянуть по новому на окружающие их в обычной жизни предметы, каждый из которых имеет собственное неповторимое звучание. Для этих же целей в процессе программ мы можем предложить участникам ответить на вопросы - 'Какой стиль (жанр, произведение, инструмент) соответствует данному человеку (группе)? Каким музыкальным сочинением можно было бы озвучить только что завершившийся процесс?', Какие 'музыкальные эталоны' существуют в Вашей группе или команде и др.
Конечно, обозначенные грани или аспекты являются не изолированными, а взаимопроникающими сторонами использования музыки и музицирования в реальной работе участников и групп, поэтому в практике естественно совмещение их в конкретных упражнениях и процедурах. Более того, комплексное использование всего репертуара позволяет обеспечить максимально глубокое и разностороннее погружение в контекст программ и процессов.